18 мая 2017 г.

Исаакиевский собор, Санкт-Петербург

Кафедральный собор царской России

Кафедральный собор царской России - Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, построен в стиле русского классицизма по проекту французского архитектора Огюста де Монферрана в 1818-1858 годы. Высота собора - 101,5 метр. Исаакиевский собор в отличии от других православных церквей не имеет колокольни. Ее функции выполняют четыре небольших колоколенки по углам собора.

Верхняя колоннада собора и колоколенка

С колоннады собора открывается величественный вид на набережные Невы, Петропавловскую крепость и просто на городские кварталы.

Главный придел во имя святого Исаакия Далматского

Главный иконостас. Над Царскими вратами, выполненными в виде триумфальной арки, расположена скульптурная группа "Христос во славе", над ней "Тайная вечеря", а еще выше живописная картина "Моление о Чаше". Главный придел во имя святого Исаакия Далматского украшен белым мрамором и двумя лазуритовыми колоннами синего цвета. Внутри витраж, довольно редко встречающийся элемент убранства в православных церквях, изображающий воскресшего Христа.

Малахитовые колонны главного иконостаса

Малахитовые колонны главного иконостаса - гордость собора. Высота их - 10 метров, диаметр - 1 метр, количество - 10 штук. Конечно, они не являются полностью сделанными из малахита. Внутренняя часть состоит из бронзовых цилиндров, обклеенных медными пластинами. На них в свою очередь наклеены тонкие (2-3 мм) пластинки малахита, тщательно подобранные по рисунку и оттенку. Но даже при таком, казалось бы экономном способе использования малахита, его потребовалось более 14,6 тонн.

Малахитовые колонны обладают секретом. По мере приближения к алтарю начинает чувствоваться запах похожий на ладан. Секрет обнаружили в мастике, скрепляющей малахитовые пластинки. В ее состав добавлено вероятнее всего ароматическое вещество - миро. Сильнее всего запах проявляется при проведении богослужений при большом количестве народа. Повышается влажность от дыхания людей, пластинки нагреваются от зажженных свечей и лампад и источают аромат.

Мозаичное панно "Тайная вечеря" С. Живаго

По причине повышенной влажности в Санкт-Петербурге, которая неблагоприятно сказывается на сохранность художественной росписи, многие картины по указанию Николая I заменены мозаичными панно, например "Тайная вечеря" русского живописца С. Живаго. Всего в соборе 62 таких мозаичных панно.

Голубь под куполом собора

Под куполом собора, выполненного в стиле эпохи Возрождения, парит голубь, символизируя Дух святой. При советской власти, когда собор выполнял функции антирелигиозного музея, здесь крепился маятник Фуко в доказательство вращения Земли вокруг своей оси.

Южная колоннада

Собор строился необычным способом. Сначала смонтировали колонны, потом портики и только потом, уже приступили к возведению кирпичных стен, облицованных снаружи и изнутри, массивными мраморными плитами. Связано это с массивностью колонн: одна нижняя колонна весит 114 тонн при высоте 17 метров. А всего таких - 48 штук.

Леса для установки колонн собора

Установкой колонн руководил А. Бетанкур - председатель Комитета по делам строений и гидравлических работ, предложивший оригинальный метод с использованием строительных лесов. На установку первой колонны приехал даже император с семьей. Присутствовали и многочисленные иностранные гости, Очевидцы испытали одновременно и изумление и восхищение.

Устройство для установки колонн собора

Каменную колонну вкатывали в один из пролетов, обматывали корабельным канатом и через систему блоков крепили к 16 чугунными воротам с рычагами. Каждый ворот вращали 8 человек. Установка одной колонны занимала 45 минут.

Установка колонны собора

Всего при строительстве собора использовано 112 колонн различной величины.

Строительство собора

Наклонный настил для подъема монолитных гранитных блоков. Колонны к барабану купола поднимали по другим специально разработанным настилам. Такие колонны весили по 64 тонны каждая и имели высоту 14 метров.

Золоченые купола собора

Купола собора и колоколен покрыты позолоченными листами меди. На медные листы наносили расплав золота и ртути, потом нагревали для выпаривания ртути. Процесс повторялся три раза. На каждый лист мастер наносил свое клеймо. Золочение сохранилось до сегодняшнего времени без какой либо реставрации.

Южный и западный портики собора

В настоящее время собор является филиалом Музея истории Санкт-Петербурга. В январе 2017 года городские власти во главе с Губернатором города Г. Полтавченко приняли решение о передаче собора Русской Православной церкви с частичным сохранением статуса музея. Власть ссылается на закон о реституции церковного имущества. Противники передачи собора указывают на тот факт, что собор никогда за всю свою историю не принадлежал церкви. Разгорелся нешуточный скандал, дело дошло до судебных слушаний.

Санкт-Петербург
Апрель 2017 г.

Посмотреть на карте: Исаакиевский собор, Санкт-Петербург.

Приглашаю посмотреть монеты СССР, России, островов Кука, Бенина, Малави и Ниуэ посвященные Исаакиевскому собору в блог "О недвижимости в нумизматике".