6 февраля 2010 г.

Десятинный монастырь, Великий Новгород

фото 1
Десятинный монастырь

Десятинный женский монастырь (ныне не действующий), расположен в Великом Новгороде в Людином конце, недалеко от линии вала Окольного города. . Мнения разделяются, почему монастырь называется именно так. Возможно, название связано с тем, что постройки возводились на княжеской земле - «десятине».

фото 2

Монастырские ворота

Первое упоминание о монастыре относится к 1327 г. В летописи сказано: «постави церковь святой Богородицы Рождество Архиепископ Моисей в Десятине». В 1397 г. был построен уже новый каменный храм Рождества Богородицы, а в 1413 г. - каменная церковь Иоанна Предтечи. В 1809 году возводится каменная колокольня, которая была перестроена в 1903 г. и в таком виде сохранилась до наших дней. Последний ремонт в монастыре проводился в 1978—1983 г. г.

фото 3

Вид на монастырский двор

После великолепного вида фасада колокольни, настроение сильно падает. Посреди монастырского двора - руины храма Рождества Богородицы (перестроенного в 1670-е годы), отреставрированы только корпуса монастырских помещений вокруг.

фото 4

Правое крыло колокольни

В монастырских корпусах размещается "Государственный музей художественной культуры Новгородской земли". Музей занимается собиранием, хранением и изучением современного искусства Новгородской области, начиная с 40-х годов XX века. В экспозиции Музея представлены произведения искусства новгородских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.

фото 5

Надвратная икона Спасителя

На фасаде колокольни - надвратная икона Спасителя со стороны города, с внутренней стороны монастыря - икона Божией Матери.

фото 6

Шпиль колокольни

С Десятинным монастырём связана самая известная новгородская легенда. Существует предположение, что он был основан в первой половине XIII века княгиней Феодосией Мстиславовной, в монашестве — Евфросиньей, матерью Александра Невского, в честь «чудесного избавления от нашествия суздальцев в 1170 году». На месте, где чудотворная икона, поднятая на стену, повернула вспять суздальское войско, впоследствии и был основан Десятинный монастырь.

фото 7

Так выглядел Десятинный монастырь.
Фото с сайта http://ru.wikipedia.org

фото 8

Деталь фасада колокольни

Раскопки близ Десятинного монастыря начались в апреле 2008 г. после громкого скандала. Новгородские любители древности, возглавляемые руководителем местной археологической экспедиции академиком РАН В. Яниным, вмешались в начавшуюся в марте стройку в исторической части города. Муниципальной власти Великого Новгорода пришлось остановить стройку, и дать археологам начать работу со вскрытым культурным слоем.

фото 9

Осень в Десятинном монастыре

На основании раскопок, проведенных близ Десятинного монастыря, можно судить, что в этой части средневекового города жила городская знать. Здесь найдено много оружия, украшений, предметов быта. Обнаружены редкие новгородские, а также европейские, арабские монеты и древнерусские вислые свинцовые печати, скреплявшие важные документы, в том числе ранняя печать Владимира Мономаха.

фото 10

Вид на колокольню со стороны двора

Не обошлось и без оригинальной находки: обнаружили неплохо сохранившийся бревенчатый сруб в 20 венцов, вкопанный в глинистую почву на глубину трех метров. По стенам сруба - две лавки, в центре - яма (отхожее место). Данное сооружение было обнесено водоотводной канавой и просуществовало около 20 лет. Выдвинуто предположение, что находка - не что иное, как средневековая долговая тюрьма, построенная в начале или середине XI века для богатых жителей Новгорода.

фото 11

Руины храма Рождества Богородицы

Более двухсот лет назад Россия узнала о подвиге простой девушки Прасковьи Луполовой. Почти год она шла пешком из провинциального сибирского города Ишим Тобольской губернии в Санкт-Петербург, чтобы лично у императора «просить помилования» для своего отца. Поход двадцатилетней девушки увенчался успехом – отца освободили из ссылки. В подцерковье храма Рождества Богородицы и была похоронена девушка Прасковья Луполова. Стоит заметить, что на могильной плите Прасковьи вырезали ошибочно: «Елизавета Лупалова». Именно под таким именем она стала известна Европе и России как героиня романа модной писательницы Мари-Софи Коттен «Елизавета, или Ссыльные в Сибири», вышедшем на русском языке в 1807 году.

Кем же была эта девушка? Ишим, подобно прочим сибирским городам, печально славился как место ссылки провинившихся граждан империи. В 1798 году сюда прибыл разжалованный дворянин, отставной прапорщик Григорий Луполов с женой и 14-летней дочерью Прасковьей. 

8 сентября 1803 года, в праздник Рождества Богородицы, Прасковья пустилась в дальний путь, просить у православного государя милости для несчастного отца. Отправилась, как писали историки, «с одним рублём, с образом Божьей Матери и с родительским благословением». Путь в три тысячи вёрст продолжался почти год. 

Преодолев множество опасностей, она достигла столицы 5 августа 1804 года. Здесь Луполова, хотя и не сразу, сумела при посредничестве добрых людей из «высшего света» подать прошение императору Александру I. Тот, будучи тронут подвигом юной сибирячки, поручил рассмотреть дело её отца. В результате Григорий Луполов получил разрешение вернуться в родные края, в Малороссию. Прасковья же, верная данному в дороге обету, решила удалиться в Божию обитель. В 1806 году, совершив-таки паломничество в Киев, она ушла в знакомый ей нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Однако здоровье её было сильно подорвано долгим и трудным путешествием, и 5 ноября 1809 года Прасковье разрешили перейти в более мягкий климатом Великий Новгород, в Десятинный монастырь.

Там 4 декабря 1809 года юная послушница скончалась от чахотки, не пробыв и месяца в древней обители. Тем не менее игуменья монастыря, по согласию духовного начальства, приняла решение похоронить Прасковью не на обычном городском кладбище, а в подцерковье (подвале) главного монастырского храма Рождества Богородицы, построенного ещё в конце XIV века. Над местом её захоронения установили каменную плиту. Со временем в монастырь на поклонение Прасковье стали стекаться сотни паломников.

Фотографии сделаны в октябре 2010 г.